Утверждают, что на холмах Бетембурга время от времени можно услышать вой, издаваемый существом неопределенного вида.

Когда-то, много лет тому назад, в городе Бетембург эгоистичный молодой человек поспешно и необдуманно оставил своих бедных, зависимых от него старых родителей и отправился на войну. Шли годы, но от него не было никаких известий. Жители Бетембурга бережно заботились о покинутых родителях, но те с каждым днем становились все слабее и  несчастнее, потому что никто не мог ответить на их вопрос: что стало с их единственным сыном? жив ли, ранен или уже мертв?

Прошло много лет. Родители молодого человека давно умерли и жители города стали забывать и самого виновника трагедии, и саму историю. Город продолжал жить своей жизнью.

Но вот однажды на дороге из Люксембурга в Бетембург заметили старого, израненного в боях солдата. Казалось, он появился из ниоткуда. Но одного взгляда на него было достаточно, чтобы понять сколько мук и несчастий выпало на его долю. Глаза его были полны страха, а проклятья срывались с его губ. Подходя к городу, он присел отдохнуть на холме. Отчаянье светилось в его взгляде, когда он оглядывал знакомые прежде места. Но вдруг он заметил каменное распятие на холме. И будто дьявол вселился в душу солдата в тот момент. Он подскочил и побежал к распятию, бросая в него камни и осыпая ругательствами святыню. Разрушив крест, солдат исчез так же быстро, как и появился.

С того самого дня в округе города Bettembourg появился кровожадный волк, который убивал любое живое существо, попавшееся ему на пути. Ничто не могло убить зверя - ни оружие, ни меч.

Это продолжалось до тех пор, пока один монах, проживавший в тех местах, не посоветовал отлить серебряную пулю и выгравировать на ней имена Иисуса, Марии и Иосифа. Лучшему стрелку города было поручено найти монстра и вскоре он расправился с ним. Когда жители города приблизились к существу, они увидели, что животное оказалось тем самым солдатом, который бросил своих немощных родителей. Труп кремировали, чтобы не осталось и следа от оборотня.

С тех пор на холме Бетембурга на месте разрушенного распятия слышится вой. Говорят, это неуспокоенная душа солдата ищет свое место, а кто-то даже видел волка.

 

Что таит в себе необычного река Альзетт, на которой расположен люксембургский город Ettelbrück? Почему именно там, согласно преданию, жителю города встретилась таинственная белая кошка, а другие видели призрачную женщину в белом?

Что это - очередной вымысел местных жителей или подлинные истории?

Старый люксембургский миф утверждает, что таинственная белая кошка преследует каждого, кто пересечет мост через реку Альзетт в канун нового года.

Много лет тому назад глубокой ночью, накануне нового года, один человек возвращался домой.  Проходя по мосту через реку Альзетт, он заметил белую кошку, которая пробиралась по глубокому снегу, следуя за ним. Мужчина прибавил шагу, но кошка не отставала. Со всех ног он бросился к дому, торопливо открыл дверь и тщательно ее закрыл. Но, войдя в гостиную, он к своему ужасу увидел, что белая кошка спокойно сидит посреди комнаты и внимательно за ним наблюдает.

Мужчина пытался избавиться от кошки, но каждый раз, когда он выпроваживал ее за дверь, она снова появлялась в гостиной.

В конце концов мужчина смирился и решил, что если игнорировать ее, кошка уйдет из дома самостоятельно. Он лег спать в надежде, что утром ее уже не будет.

Но кошка и не думала покидать дом. Наоборот, она прошла в спальню, запрыгнула на кровать человека и…  дикий вопль раздался из комнаты.

Тот час же кошка исчезла, так же внезапно, как и появилась.

А мужчина, проснувшись утром, обнаружил, что лицо его исцарапано так сильно, что больше он не мог узнать лица своего.

Другой миф Ettelbrück рассказывает историю призрачной женщины в белом, известной как “Waaßerkätchen”.

Увидеть ее можно ночью в белых шелковых одеждах. Она всегда следует одним маршрутом, прогуливаясь вдоль ручья Feulen, затем поворачивает направо и исчезает в ночи.

А следующая история произошла совсем недавно. В ноябре 2010 года группа охотников настигла оленя у реки Альзетт. Все их попытки застрелить животное ни к чему не привели. Спасаясь испуганное раненное животное прыгнуло в реку именно в том месте, откуда обычно появлялись призраки в белом. Раненный олень не смог выбраться из воды и утонул.

Многие жители города осудили охотников за то, что те продолжали стрелять в оленя, находящегося в воде и, размышляя об инциденте, поговаривают о том, что следующее Эттельбрюкское привидение появится в образе разгневанного оленя.

 

Во времена первой французской революции многие церкви Люксембурга лишились своих колоколов, так как были изъяты, а порой и просто украдены, на нужды французской революции. Колокола были перевезены во Францию и переплавлены на оружие и пушки.

В некоторых населенных пунктах жители шли на хитрость и прятали колокола до прихода французов, тогда как в других поселениях захватчики снимали с церквей все подчистую, оставляя жителей с наполовину функционирующей церковью.

Колокола прятали или в колодцах или под могильными плитами. Об одной такой истории в Люксембурге и сохранилась мистическая легенда – легенда о церковном колоколе.

Охотники за сокровищами.

В городе Mersch, в те неспокойные времена, колокол со старой часовни был спрятан в колодце недалеко от местного кладбища. В 19-ом столетии один богатый фермер с напарником в красной шляпе, обуреваемые жаждой наживы, решили отыскать спрятанный колокол.

Они легко нашли тайное место и начали копать. За секунду до того, как лопата должна была коснуться металлического тела колокола низкий голос проревел: “Кого схватить первого? Тебя, в красной шляпе?”. Пораженные страхом мужчины побросав лопаты бросились прочь и больше никто не решил вернуться к колодцу, чтобы найти спрятанный колокол.

Другая легенда связана с исчезновением колокола из церкви города Schuttrange. Но тут существует две версии. Первая гласит, что исчезновение связано с желанием жителей спрятать колокол, чтобы избежать переплавки его на оружие, как и в случае с колоколом из церкви города Mersch, а другая история никак не связана с французской революцией.

Избегая огня.

В разгар засушливого лета город Schuttrange был охвачен огнем.  Полгорода уже сгорело и жители отважно пытались спасти уцелевшую часть. Для борьбы с пожаром воду подвозили от реки Syr. Процесс был очень трудоемким и слишком медленным. Не смотря на все старания жителей, огонь подобрался к городской церкви и охватил ее. В этот момент отважный горожанин взобрался на колокольню, вытащил колокола из огня, оттащил их подальше от города и опустил в глубокий колодец полный воды. На следующий день, когда с пожаром было покончено, горожане пришли к колодцу, чтобы поднять колокола и вернуть обратно в город. Но, к всеобщему удивлению, колоколов на месте не оказалось! Колокола ушли глубже в землю, так что найти их не представлялось возможным. И, согласно легенде, находятся там по сей день.

Таинственные результаты.

В мае 2009 года, группа исследователей из университетов Триера и Люксембурга захотели проверить легенду с помощью высокотехнологичного оборудования, и пошли в то место, где по слухам были спрятаны колокола. Хотя основная цель была показать студентам различные методы измерения на неровной поверхности (такие, как измерение гравитации, метал-детекторы и т.д.), профессор выбрал конкретное место согласно мифу.

Вернувшись в лабораторию для оценки полученных данных, оказалось, что студенты действительно нашли что-то аномальное под землей, и было это почти на том же месте, где по легенде спрятаны колокола. Были ли это части колоколов или просто металл со времен Второй Мировой Войны, остается загадкой до сих пор.

Люксембургская Мелусина - кто она?

Кто-то скажет, что это один из старых ночных клубов города, другой, что так звали жену графа Люксембург, а самый пытливый вспомнит старейший миф Люксембурга, дошедший до наших дней из Средневековья.

Средневековый Люксембург.

Широко известно, что Люксембург был основан в 963 году, когда граф Зигфрид I, владелец укрепленного замка "Lucilinburhuc", получил независимость благодаря обмену стратегически важными территориями.

Замок, как предполагают историки, был отстроен на руинах римской крепости, слуги графа и солдаты обосновались вокруг Бок*, и скоро крепость стала городом, а Зигфрид нарек себя “Граф Люксембурга”.

* Бок (Bock) – естественные скалистые укрепления над рекой Альзетт.

Миф о Мелусине.

Легенда же гласит об этом несколько иначе. Граф Зигфрид из Koerich был страстным охотником. В одной из охотничьих поездок он заблудился и оказался в красивой долине реки Альзетт. Восхищаясь пейзажем и рассматривая руины старого римского замка на отвесном скалистом утесе, он услышал волшебную песню, не похожую ни на что из ранее слышанного. Граф озирался вокруг, пытаясь понять, откуда звучит волшебная мелодия и скоро увидел красивую девушку, которая сидела высоко среди руин старого замка. Это была Мелусина из долины Альзетт.

Завораживающая песня и усталость от поездки склонили его в сон. Зигфрид заснул. Проснулся он только на следующий день и возвратился в Koerich.

Однако, все мысли его были направлены к таинственной девушке на скале и он возвращался в долину Альзетт снова и снова, чтобы послушать красивую песню и встретить прекрасную незнакомку. И однажды это случилось, он столкнулся лицом к лицу с Мелусиной.

Граф немедленно объяснился ей в любви и попросил стать его женой. Мелусина приняла страстное предложение Зигфрида, но настояла на двух условиях: во-первых, ей никогда не придется покидать утес и, во-вторых, каждую субботу она должна оставаться одна. Граф поклялся своей честью, что удовлетворит ее требования.

Именно для брака с Мелусиной Зигфрид обменял свои земли и стал владельцем долины Альзетт, где на отвесных скалах раскинулись руины старой римской крепости и где был утес, который не захотела покидать Мелусина.

Шли годы,  Зигфрид был верен своим обещаниям. По субботам он никогда не беспокоил Мелусину, даже не спрашивал, что она делала. Но поскольку друзья графа знали о договоренности между супругами, они предложили Зигфриду хоть краем глаза взглянуть, чем занимается его прекрасная жена, когда остается одна в комнате. Зигфрид согласился, так как решил, что один взгляд в замочную скважину не будет нарушением клятвы. 

Заглянув через отверстие, граф увидел, что Мелусина лежит в римской ванне, расчесывая свои длинные светлые волосы и напевая столь знакомую ему волшебную песню. Однако, приглядевшись, он понял, что вместо ног жены он видит отвратительный, склизкий рыбий хвост. Зигфрид задохнулся в ужасе, а Мелусина, поняв, что произошло, бросилась с утеса и больше ее Зигфрид не видел.

Говорят, Мелусина показывается на скале каждые семь лет и ждет, что кто-то освободит ее опять из плена реки Альзетт. В 1997 году в Люксембурге создали оттиск, иллюстрирующий прекрасную Мелусину, сидящую на скале и удерживающуюся своим рыбьим хвостом. Означает ли это, что она показала себя художнику в 1997 году и когда она появится вновь?

Возможно, кто-то женится на красивой белокурой девушке и согласится на ее два условия: жить на утесе и проводить субботы в одиночестве, тем самым освободив ее от рыбьего хвоста и плена реки Альзетт.

 

 

Мысленно Зеленый лес (Gréngewald далее Гренгевальд) можно поделить на три части. Каждая часть имеет свои достопримечательности и относится к определенному периоду времени, который отражается в названии части леса – территория Бронзового века, часть времен Римской империи и часть периода 18-го – 19-го столетий.

Но при разговоре вы, скорее всего, услышите такие названия, как Королевская часть, Римская часть и Часть призраков. 

Королевская часть располагается в глубине леса между Stafelter и площадкой строительства туннеля A7.

Название свое это место получило в связи с тем, что некогда там находился дом лесника Великого Герцога. Сейчас дом отремонтирован и переоснащен под туристическую гостиницу, а раньше жилое помещение представляло собой обычное заброшенное здание у дороги.

Дом расположен на пересечении двух римских путей, проходящих через Гренгевальд. 

До сих пор не умолкают споры относительно названия Stafelter. Некоторые считают, что слово образовалось от “Staffelstein” (закаленный камень), имея в виду стол, на котором решались юридические споры. Другие думают, что оно могло произойти от “Stapelstein” (каменная кладка), указывая на рынок во времена Римской империи и это место могло служить складом на рынке.

Еще через 500 метров вглубь леса по правой стороне дороги начинается “Kutschewee” (дорога для экипажей), которая ведет туристов к развалинам старого охотничьего домика, который принадлежал Великим Герцогам Адольфу и Вильгельму IV. Семья Великого Герцога выезжала на экипажах, отсюда и название дороги.

Домик “Geeschterhaischen” (Дом призраков или сарай), был около 60 кв. м. и имел 4 комнаты. 

2 самые большие комнаты, одна из которых имела камин, использовались для трапезы и для приемов гостей, меньшие комнаты были кухней и кладовкой. К сожалению, время неумолимо отнеслось к старому домику, который сегодня представляет из себя лишь груду камней.

Далее, в глубине леса Гренгевальд, туристы найдут шесть красных дубов (“6 Prinzesinnen-Eichen”), которые были посажены в честь шести дочерей Великого Герцога Вильгельма. Деревья были посажены в период с 1894 по 1902 годы, в годы рождения принцесс. 

Двигаясь по направлению в Эльмсонж (Helmsange), вдоль по улице Принца Анри (rue Prince Henri), туристы могут попасть в Римскую часть. “Raschpët zer Qanat” – это старый водопровод, сохранившийся со времен Римской империи. Считается, что это наилучшим образом сохранившийся водопровод такого вида к северу от Альп. Система тоннелей исследуется археологами с 1914 года и только половина раскопана на сегодня.

Гуляя вдоль “Raschpëtzer”, вы увидите 13 “qanat’s” (канатов) с 25 водоводами, которые были частью водопровода и, скорее всего, доставляли воду из Песчаного холма. Считается, что водопровод был построен в 130 году н.э. и функционировал около 130 лет. До 1990 года не было ясно, что “RaschpëtzerQanat” был предназначен для доставки воды.

С началом подготовки площадки для строительства для жилого района в Эльмсонже (Helmsange) у подножия Sonnebierg были обнаружены останки старой Римской Виллы. В течении 1990-1994 годов была раскопана площадка размером 50 на 100 метров и было обнаружено около 50 разных комнат Римской Виллы. Это является уникальной археологической находкой. Останки Римского дворца, построенного около 1 века н.э.. Впрочем, до сих пор неясно, к чему же все таки относится имя “Raschpëtzer”.

Возвращаясь обратно к Stafelter, в «Часть призраков», туристы могут выбрать “trimparcours” (наклонный паркур, тропинка с остановками для тренировки различных мышц) или вернуться назад к “Kutschewee” и перейти дорогу. Куда бы вы не пошли, вам покажется, что вы зашли в самую жуткую часть Гренгевальда. Свет потемнеет, деревья неожиданно покажутся более величественными и вы  не услышите даже пения птиц.

Продолжая двигаться по пути “Doudeg Fra” (Мертвая женщина), турист неожиданно споткнется о таинственно разбросанные ветки сухих деревьев, которые будут пронзительно скрипеть, напоминая визг ведьм.

Немного далее турист увидит распятие, возведенное в честь “Doudeg Fra”. 

Никто на самом деле не знает кто его воздвиг и почему его так назвали. Кто-то говорит что это место было старым убежищем, где Богиня Плодородия, «Великая Мать», почиталась в качестве покровителя мертвых и что многие ветки вдоль пути – это подношения «Великой Матери».

Однако, интересно, кто же раскладывает эти ветки в наши дни?..

Другой миф ссылается на “Elisabeth von Görlitz” (1391-1451), которая однажды получила Luxembourg, но, попав в долги (возможно, играя?), вынуждена была продать страну Великому Герцогу Бургундии. Согласно мифу, продавец пришел к покупателю с горстью земли и веткой на ней. Покупатель сбросил ветку с руки продавца и сделка таким образом считалась выполненной.

После продажи Elisabeth сообщила – «Я теперь мертвая женщина», имея в виду, что у нее ничего не осталось. Люди позже выбросили все ветки, оставив их только по бокам дороги в ее честь.

Опять же, еще раз, непонятно, кто поддерживает эту традицию в наши дни…

Туристам, чтобы получить максимальное удовольствие от этой загадочной области, нужно пойти дальше в лес и увидеть старое захоронение, относящееся к Бронзовому веку или, может быть, еще более раннему периоду. Нужно сказать, что это не более чем маленькое возвышение на боковой дороге, но восприимчивым людям и пугливым детям не рекомендуется посещать это место перед закатом.

При знакомстве с очередной легендой возникла трудность с именем призрака. Дать обозначение Stierches-geescht так же трудно, как и объяснить людям, незнакомым с творчеством Э.Успенского, кто такой «Чебурашка».

Поэтому назовем Stierches-geescht условно – призрак, нетерпящий лиц с алкогольным опьянением, далее по тексту - Stierches-geescht.

Средневековый сводчатый каменный мост "Pont-du-Stierchen" расположен в нижнем городе (Grund) на реке Альзетт, рядом с аббатством Ноймюнстер и был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году.

Мост считается основным местом обитания одного из самых странных и загадочных призраков Люксембурга - Stierches-geescht. Однако, поговаривают, что мост - не единственное место его обитания, призрак можно встретить и в других частях города Люксембург.

По преданию, Stierches-geescht был безбожный пьяница, и поэтому он особенно любит пугать лиц, заложивших за воротник. Как только он почует от проходящего мимо человека малейший запах алкоголя, так сразу запрыгивает бедолаге на плечи, опрокидывает его на землю и начинает избивать.

Иногда призрак появляется в обличии быка, волка, собаки, кошки, зайца и даже поросенка. Некоторые из «пострадавших» утверждали, что столкнулись со Stierches- geescht в виде пустой бочки, а другие говорили о лошадином навозе. Так же призрак может предстать в виде гиганта, держащего массивную дубинку, которой он собирается бить беспечных пьяниц.

Легенда утверждает, что призрак мешал проведению парада, прыгая перед конными экипажами, тем самым вызвав хаос в центре города в 17 веке. Ингода он мешал монахам Аббатства Ноймюнстер проводить вечерние мессы, удерживая колокола или лежа на улице, не пуская прихожан посетить службу или не давая им выйти из аббатства.

Давным-давно неудачный путник по дороге домой, вечером, проходя через мост "Pont-du-Stierchen", увидел что-то плывущее по реке и, решив, что это ведро, потянулся за ним.

Вдруг человек почувствовал, как что-то схватило его. Он понял, что это был Stierches-geescht, на этот раз в форме странного речного монстра. Призрак поставил человека на небольшой уступ отвесной скалы (Bock), где бедняга провел всю ночь. Любое движение заставило бы несчастного упасть с обрыва без шанса выжить. Там он пробыл до утра, напуганный до смерти, пока его не спасли.

Был случай, когда призрак бегал вокруг моста Stierchen в виде поросенка. Люди пытались поймать его, но всякий раз, когда кто-то оказывался рядом, свинья исчезала и вновь появлялась на другой стороне моста. Существовало мнение, что поймать существо можно было только тогда, когда охотники собирались в замкнутый круг и медленно затягивали его, приближаясь друг к другу. Но даже после поимки поросенка проку было мало. Когда один из охотников, завернув животное в фартук, отнес его домой, то в момент, когда он хотел показать его своей семье, оно исчезло и на его месте оказалась куча конского навоза.

В другой раз три женщины увидели Stierches-geescht, позирующего в образе серого кота на мосту Pfaffenthal. Одна из них попыталась прогнать животное, бросив в него туфлю. Но та прошла сквозь него и упала в реку. Обнаружили туфлю на следующий день на мосту Stierchen.

По другой легенде, поздно ночью слегка выпивший работник пересекал мост Pfaffenthal, идя домой. Но оказалась, что гигантская собака забаррикадировала выход с моста. Она отдыхала, прислонив голову на одну сторону моста, а хвост лежал на другой. Перепуганный работник собрал все свое мужество и прополз под хвостом зверя, затем он пустился бежать так быстро, как только мог. Но это его не спасло, на следующий день его нашли в своем доме жестоко избитым.

Даже сейчас люди утверждают, что если возвращаются домой после поздней выпивки, на их пути может возникнуть Stierches-geescht. Является ли это на самом деле правдой, сложно сказать, но стоит хорошо подумать, прежде чем вы решите поздно ночью прогуляться в Grund, да еще и после веселой вечеринки с друзьями.