Сегодня в Великом герцогстве проживает около 1200 человек еврейской национальности. Не смотря на постоянный приток мигрантов, роль и размер еврейской общины в стране сегодня далека от былых времен.
История еврейских поселенцев уходит в глубину веков, к периоду правлению Иоанна Слепого, то есть к середине 14-го века, когда начала возводиться вторая крепостная стена, окружающая старый город. Именно тогда на пересечении современных улиц Grand Rue и Aldringen были построены еврейские ворота (Judenporte).
В 1644 году еврейские ворота, которые к тому времени стали главным городскими воротами с западной стороны города, так как именно через них пролегал главный торговый путь с соседними Нидерландами, были закрыты. Торговцам, чтобы попасть в город, пришлось бы делать большой крюк, обходя равнину, поэтому для них были открыты новые ворота Porte-Neuve, построенные немного ранее – с 1626 по 1636 год.
Еврейской улицей (Judengasse) когда-то называлась главная торговая улица Люксембурга Grand Rue. Первые упоминания о ней приходятся на середину 16-го века.
Нарастающее напряжение между Францией и Испанией заставляет испанцев, занимающих тогда город, заняться укреплением крепости, поэтому в 1672 году начинают возводить вторую линию редутов и строить первые казармы для солдат, которые в народе получат название «еврейские бараки». Известно, что 100 лет спустя в бараках размещалось 670 солдат-евреев в 48 комнатах на 268 кроватях.
До прихода Французской революции в Люксембурге не разрешалось селиться евреям-торговцам. Им приходилось довольствоваться ролью коробейников, приходящих на рынок и покидающих крепость в конце дня. В то время считалось, что евреи – носители пандемии чумы.
Во времена правления Наполеона Бонапарта в Люксембурге вводится Кодекс Наполеона, который позволяет евреям, занимающихся торговлей, обосноваться для постоянного проживания в Люксембурге. Кроме этого, евреи получили такие же права, как и другие жители, впрочем как и обязанности. Кодекс отменил привилегии на основе рождения, была предоставлена свобода вероисповедания. Среди полученных «обязанностей» в синагогах должны были установить органы – изменение, которое Hazzan Wolff (еврейский певец в синагогах) считал революционным и не хотел выступать в синагогах, в которых был орган.
Кодекс Наполеона до сих пор является основой гражданского кодекса страны, хотя и претерпел изменения.
Не смотря на большое количество магазинов, владельцами которых являются евреи, в 1806 году Judengasse, или еврейская улица, меняет свое название на Arsenalgasse. Но количество магазинов от этого не уменьшается, а наоборот, только увеличивается с конца 19 века. На перекрестке современной Grand Rue и Rue Philippe II открываются «Rosenstiel», который существовал до 1995 года – сегодня это магазин торговой марки «H & M» и магазин «Muller-Wegener», который до сих пор известен как магазин канцелярских принадлежностей.
Еврейские торговцы первые применили рекламу на окнах своих магазинах и несколько владельцев были среди основателей “торгового союза”. Бывшая еврейская улица вновь стала «еврейской», так как на ней стало много еврейских магазинов.
Конец этому пришел с началом Второй мировой войны, но стоит отметить, что некоторые магазины сохранили владельцев евреев и по сей день.
Индустриализация Люксембурга, благодаря Кодексу Наполеона, также тесно связана с евреями. Братья Godchaux, а также Samson и Quetschlik основали трикотажную фабрику в 1827 году, которая действовала в Pulvermühle, позже открыли другую фабрику в Ettelbruck. Фабриканты заботились о своих рабочих, открыли детский сад для детей, ассоциацию взаимопомощи для больных, а также они поддерживали прочие культурные и спортивные организации.
В нижнем городе, под стеной Венцеслава, у скалы Бок Альберт Рейнхард основал фабрику для производства перчаток, которая была лучшей среди конкурентов на рубеже 19 и 20 веков.
В период Второй мировой войны 1200 люксембургских евреев погибли в концлагерях, 2600 покинули город в период с мая 1940 года по октябрь 1941 года. Многие пережили нацистский террор в другом месте, но уже не вернулись обратно.
В ознаменование несправедливости, совершенной против еврейского населения страны, Люксембург является одним из 18 европейских стран, которые установили памятные обелиски евреям-жертвам нацизма. Они установлены в трех местах – в Esch-sur-Alzette, Dudelange и Ettelbruck.
Leave a Reply